игумен Валериан

8 сент. 2007 г.3 мин.

Возлюби Бога... и возлюби ближнего

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Желая искусить Иисуса, собравшиеся фарисеи решили задать Ему каверзный вопрос. Интересно, что скажет этот Галилейский Учитель о заповедях? Десять заповедей дал нам Моисей, какую же Он посчитает самой-самой главной? Чтобы можно было упрекнуть Его небрежением прочими девятью. Господь же ответил на этот вопрос очень просто. Есть всего две самые главные заповеди. Это заповедь любви к Богу и заповедь любви к ближнему. Между прочим, не просто сказал Он так: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим», Он привёл цитату дословно из Ветхого Завета. И вторая заповедь, подобная ей – возлюбиши ближнего своего, как сам себя. И в этих двух заповедях умещаются все десять. Потому что десять заповедей моисеевых можно условно разделить на две группы: заповеди, относящиеся к любви к Богу, и заповеди любви к ближнему. И вот в этом, говорит Иисус, в этих двух простых немудрёных истинах – всё то, о чём говорил Моисей, и говорили другие пророки.

Действительно, невозможно любить Бога, не любя своего ближнего. И невозможно любить ближнего своего, не возлюбив Бога. Много людей прошло в этой жизни духовный путь, многие люди стяжали святость. Много разных подвигов украшает их, но одно в них остаётся неизменно – все эти подвиги строились на любви к Богу и любви к ближнему. Невозможно одно без другого. Если человек говорит: «Я люблю Бога», а ближнего своего не любит, то он лжец. Апостол вопрошает: «Как можешь ты любить Бога, которого не видишь, если не любишь брата своего, который всегда пред тобой?» (1 Ин. 4, 20) Бывает такое искажение духовной жизни, когда человек в своей ревности не по разуму начинает забывать о скорбях и нуждах ближнего, и, говоря, что он любит Бога, не замечает людей рядом с собой. Вера без любви имеет простое и чёткое название, вера без любви называется фанатизмом. Когда человек в угоду каким-то своим стремлениям способен отвергнуть любовь к ближнему, это является прямым нарушением заповеди.

И любви к ближнему без любви к Богу тоже не бывает. Любовь к ближнему без любви к Богу вырождается в секулярный отвлечённый гуманизм. К сожалению величайшему человечество знало таких гуманистов, которые постоянно говорили о любви ко всем, но принесли в этот мир лишь беды, страдания, хаос и неразбериху. Почему? Потому что, не любя Бога, они мерили добро исключительно своей меркой, сами по себе. Не было у них того эталона праведности, того эталона истины, по которому они могли облагодетельствовать окружающих себя людей. Вот и получалось – возомнилось подобному любителю человеков, что это людям хорошо. Ну, например, почему бы не убивать пару тысяч, чтобы не голодали, всё равно ж помрут, а так быстрей. И по-своему, по человеческому рассуждению, можно сказать, что он где-то даже и прав. Но это человеческое рассуждение падшего человека, человека отвергшего Бога своего и отвергшего любовь к своему Богу. Именно поэтому невозможно выполнять одну заповедь и не выполнять другую.

Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением твоим. И возлюби ближнего своего как сам себя. В этом весь закон и пророки. Нам ничего не мешает делать это ежедневно. Не иметь естественных врагов, со всеми быть в мире, никому не завидовать, стараться помочь, услужить окружающим нас людям. Взять на себя из тяготы и заботы. Любить их не только на словах, но и во всех наших делах.

Точно так же мы должны любить своего Бога. Не запускать свою духовную жизнь, разговаривать с нашим Богом, обращаясь к Нему в молитве. Не отвергать Его приглашение на Тайную Вечерю: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Он говорит нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё. Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26, 26...28). Не отвергать этого прикосновения с бессмертием, не отвергать Причастия, как противоядия от безумия окружающего нас мира. Любить Бога не только на словах, но и всеми делами, всеми поступками своими, всем помышлением своим.

Аминь.

4
0