top of page
  • Фото автораигумен Валериан

Вера твоя спасла тебя

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 10, 32...45) Церковь уже начинает готовить нас к великим событиям церковного года: к воспоминанию иудина предательства, Страстей Христовых и Светлому Христову Воскресению.

Мы очень часто смотрим на евангельскую историю, как на нечто великое, бывшее когда-то давным-давно. Мы вспоминаем об этом, как о событии давно происшедшем, мол, вспомнили, покивали головушками своими и сказали: «Ну да, Господь приходил во плоти. Да, ходили вслед за ним апостолы. Да, были там какие-то фарисеи и книжники, нехорошие человеки. Да, был там умывший руки Пилат. Да, были там мытари и блудницы какие-то, которые любили Господа. Но мы же люди совсем другой жизни. Все мы хорошие люди, живём совсем не оглядываясь на них».

Евангелие остаётся книгой на полке, Евангелие не отпечатывается в наших сердцах. Когда революционный матрос Яшка бросал в костёр иконы и дал затрещину священнику, выволакивая его из храма, старший брат спросил его: «Что же ты делаешь, нехристь такой? Неужели ты Евангелие не читал?» Он ответил: «Конечно, не читал. Я в субботу вечером на полиелее только обложку целовал». Если Евангелие не отпечатывается в наших сердцах, как бы мы его не целовали, как бы оно не лежало у нас на полке – толку не будет никакого.

Сегодня слышали мы о том, что такое евангельская любовь. О том, что такое рассуждение сквозь призму Евангелия, сквозь призму Божьих слов. Посмотрите, пришёл Господь к Симону фарисею. Симону фарисею было очень интересно, что говорит этот необыкновенный учитель. Может, он скажет какую-то ересь, а, может, скажет что-то умное. Может быть, помолится, и благодать снизойдёт по его молитве. А, может, ничего и не произойдёт. Он смотрел, как препаратор исследует, пришедшего к нему Иисуса. А тут пришла женщина среди прочей толпы. Кто она, и чем занимается в это городе, все прекрасно знали. И вот она, купив драгоценное миро, т.е. потратив очень немалые деньги, стала это миро изливать на ноги Иисуса, стала вытирать Его ноги своими волосами. И тогда Симон фарисей подумал в себе: «Тоже мне пророк! Если бы Он знал, какая тварь, какая мразь прикасается к Нему, гнал бы её куда подальше. И говорят, Он разбирается в людях!» Но Господь, зная помышления сердца его, сказал ему:

– Было у одного заимодавца два должника. Один был должен ему пятьсот монет, другой – всего пятьдесят. Заимодавец, зная, что нечем им отдавать, простил и одному, и другому. Какой будет больше любить его?

– Конечно, тот, которому больше простил. Тоже мне сравнил, десять рублей и миллион.

– Я пришёл к тебе, ты даже не поприветствовал Меня. Я пришёл к тебе, ты ног моих с дороги не умыл, а она слезами их умыла. Ты полотенца мне не дал, а она своими волосами ноги Мои отирает. Ты маслом Мою голову не помазал (был такой обычай приветствия приходящего гостя, оказание ему милости, – умыться с дороги и помазаться благовонным маслом), а она миро драгоценное на Меня расходует. Вот именно за эту любовь, за то, что не ленится любить, ей простится очень многое.

– Ступай, вера твоя спасла тебя.

Вера человека, доверие Богу – спасает. Все очень удивились и говорили: кто это такой, что имеет власть сказать: «Простились тебе грехи многие».

Кем оказываемся с вами мы? Очень часто нас окружают совсем разные люди. А мы живём лицемерно, мы взираем на лица и думаем: вот идёт хороший, благочестивый человек – у него значок о высшем образовании, у него в руках портфель, а не дорожная сумка – значит, хороший. А вот – человек мерзкий, пьяница, наркоман, блудница. Всё, конченый человек! Но ведь Господь может и этому человеку простить грехи. Мы, когда говорим о Марии Египетской, её же и память ныне совершаем, говорим, вот была где-то такая блудница. Но кто из нас способен увидеть будущую Марию Египетскую в дорожной проститутке, стоящей на Окружной. Может быть, и она завтра принесёт покаяние и удалится в пустыню. Может быть, завтра пожертвует она всем, чтобы спасти от смерти, от гибели, от пропасти какого человека. Кто сможет в человеке неблагочестивом, как нам кажется, осуждаемом, призираемом, увидеть искорку любви Божией? Увидеть, что и этот человек – Божий, что Господь не оставляет его.

Рассказывал мне один батюшка. Жила в его доме, по соседству, блудница. И вот батюшка, каждый раз встречаясь с ней, не вожделел её глазами, нет, но отходил с тёплым чувством и думал: «Господи, помоги ей!» А она, видя священника в рясе, чувствовала, что на секунду, на мгновение шевельнулось её погрязшее в грехе сердце. Видя что-то не от мира сего, она всегда здоровалась, и в этом «здрасьте» было нечто смиренное, похожее на «простите, благословите, помолитесь обо мне...» и батюшка не уставал это делать. Не только она жила в этом доме, жили хорошие, благочестивые, успешные люди. Те, которые не ходили в церковь, говорили: «Вон, глянь, поп пошёл!». Те, которые ходили в церковь, говорили: «Наверное, в этом батюшке что-то не так. Может быть, он не борется с ИНН, может быть, он читает какую-то не ту книгу».

Вы же знаете прекрасно, что православных не надо одолевать чуждыми, мы сами себя одолеем, мы сами между собой перессоримся. Посмотреть любой православный интернет-форум, там никого не интересуют ни раскольники, ни сектанты, ни то, что сектантская проповедь ширится, ни то, что оккультисты наступают. Мы с гораздо большей ревностью изобличаем ереси друг друга. Правильно, бей своих, чтоб чужие боялись!

Вот именно глядя на этих людей, которые окружают нас, на людей, которые в общем-то кажутся нам не очень благочестивыми, вспомним, что и за них распялся Христос. Вспомним, что и им Господь может сказать: «Прощаются тебе грехи твои многие. Ступай с миром. Вера твоя спасла тебя». И что же скажет Он нам – хорошим, порядочным, благочестивым? «Я пришёл к тебе, а ты даже не поприветствовал Меня». Аминь.

5 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page