top of page
  • Фото автораигумен Валериан

Записки на полях души. №3 (14)

О терпении скорбей

Как на практике претерпевать скорби? Этот вопрос задают очень часто. Попробую поделиться своими мыслями на сей счет.

Храм свв. новомучеников и исповедников Русских на Лукьяновском кладбище

Наверное, стоит определиться, что тебя «скорбит». Честно, не стесняясь вывернуть это духовнику. Не искать красивые слова, не стараться выглядеть «духовно». Не пытайся казаться правильным – просто будь честным.

Поясню на примерах. Среди моих прихожан есть мои личные друзья. Не только они со мной, но и я порой бываю с ними полностью откровенен. Что, в общем, не всегда может быть им полезно. Но они настоящие друзья (впрочем, говорят, их у монаха не бывает, так ли это?).

Вот как-то Великим постом «терпел скорби». Мариино стояние – прочитал всю службу для бабушки Марии Владимировны. Больше никого не было – все на работе. А кто отработал – поспешил в ближайший храм, чтобы время на дорогу меньше тратить. На утро отслужил Преждеосвященную (без часов и изобразительных – читать некому). Я пел и служил, дядя Вася-спецназовец пел, читал и пономарил. Мария Владимировна сама у себя покупала свечки. Зато все мы трое, бывшие в храме, причастились! В пятницу вечером отслужил Субботу Акафиста в гордом одиночестве. Прихожу домой – звонит дядя Вася: «А служба была? А тут у меня проблемы...» «Ах, у тебя проблемы! Да это у меня проблемы! На службу не ходите, а я тут 9 лет «для ангелов» служу!» – и меня «понесло». А он мне так просто и говорит: «Все правильно. Только чего ты меня этим грузишь? Вот сходи к духовнику и погрузи его...» И я умолк. Мне стало стыдно – ведь Вася был прав. А вывалить все наболевшее, с претензиями и сетованиями духовнику еще «стыднее». Но надо!

К счастью, на следующий день я встретился с духовником. И решился вывернуть ему всю эту грязь. Я не подбирал слова и минут пять «бушевал» о своих бедах: «Ну и на кой я там служу? Кому это надо? Те 20 прихожан могут спокойно молиться и в других храмах. И в лучших условиях – они это заслужили. Это что, Богу надо? Так Бог ведь не злодей! Только не надо мне, батюшка, рассказывать про о. Алексия Мечева. Мол, он в пустом храме 8 лет служил – я уже почти 9 отпахал! А толку??? На кой это???» Духовник улыбался. А потом спокойно ответил: «Ты монах? Ты Богу что-то обещал? Ты постник, подвижник, молитвенник, воздержник?» Ничего этого я не находил в себе. «Ты разные обеты всякие давал. И обет послушания тоже. Ты служишь в пустом храме просто за послушание. Господь протянул тебе соломинку. Чтобы ты хоть за что-то ухватился, если ничего другого у тебя нет...» Я заплакал. С того дня я бегу «служить в пустом храме» – хоть что-то хорошее исполню. Схвачусь за соломинку...

Может быть, скажите: повезло с духовником. Да уж, не жалуюсь. Но ведь Бог помогает везде и по-всякому. Давайте еще расскажу.

«Издательский дом» Свято-Троицкого Ионинского монастыря

Однажды зимой у меня «замерзло сердце». Скорби накрыли, жизнь задолбала. И духовник уехал. Тоска, уныние, отчаяние. И причину найти не могу. В редакции сплошные искушения («Повбивав би!»). Я и высказал всю дрянь «малышне» (наша редакционная молодежь). Я столько раз развеевал их сомнения, утешал их. А когда сам впал в те же скорби – утешить некому! «Возверзи на Господа...» – так ведь не хочется в унынии молиться. К чему трясти воздух обилием красивых слов? Через «не могу» начал келейно, и вдруг – «дошло»! «Царю Небесный, Утешителю...» – пусть Сам утешит, как знает. А «буря» не проходит. И вот вещаю «малышне» о «бессмысленности и бесцельности». А одна молоденькая девочка меня спрашивает: «Батюшка! А когда вы нас утешали, вы правду говорили? Или сейчас правду говорите?» Я и замолк! Потом тихо ответил: «Тогда. Тогда, когда утешал...». На душе вновь светло, причина уныния всплыла с очевидностью. Просто гордыня! Когда она не получает корма, подпитки, то кажется, что все тебя обидеть норовят. Становишься придирчивым, мелочным, обидчивым. И далее по схеме: «тоска-уныние-отчаяние-гнев-неверие». Поисповедовался одному батюшке, послужил. У всех прощения попросил за соблазны, поблагодарил за вразумление. А тут и духовник приехал. Ну, доложил ему о своей глупости. «Со всяким бывает!» – улыбнулся он.


О жизни духовной

По мере духовного роста православный, в отличие от буддиста, умаляется в собственных глазах. Когда человек стоит под ярким светом, то замечает даже малейшие пылинки на своей одежде. И поражается обилию этой пыли. А стоящий в полумраке видит лишь самые большие пятна грязи.

Откуда-то из патериков:

Умирал старый монах. И плакал. Братия утешала его:

– Авва! Тебе ли плакать? Ты ведь еще при жизни подвизался и вел жизнь добродетельную.

Старец, вздохнув, отвечал:

– Увы мне, грешному! Я не знаю, положил ли хоть начало покаянию...

Распространенная ошибка при изучении «духовной теории», это попытка походить на кого-то из великих внешне. Попробуй уловить их внутренний дух, а не внешнее впечатление. Люди – не зубцы расчески. Они не похожи друг на друга и у каждого свой путь. Просто будь собой. Делай то дело, которое поручил тебе Господь. И делай его хорошо – тем и спасешься. Есть надежда!

Но если вдруг возомнишь, что «зажил подлинно по-христиански», тебя придется гнать куда подальше. И усиленно молиться об избавлении от прелести. («В себе дрянь дрянью, а глаголет – не таков, яко неции человеци!»)

Некоторые переписываются со многими батюшками, «бегают по духовникам». И жалуются, что назидания не получают. Тревожный симптом. Назидание можно получить везде, нужно только научиться его видеть. Для чистых – все чисто, для ищущих назидания – назидательно все! Господь посылал великих подвижников учиться святости у кожевников и каменотесов, у замужних женщин, шутов и блудниц! Маленькие дети и работники банковской конторы могут поучить святости и сегодня.

А на поиски «небожителей» и великих «старцев и стариц» можно бесцельно угробить всю жизнь. Порой в естественности и простоте гораздо больше духовной чистоты, чем в позерстве «с закатанными глазами». Святые живут рядом, нужно только научиться видеть святость. Вот и выходит, что зачастую мы, к сожалению, «пролетаем» не почерпнув там, где можно было. Ну что с «какого-то приходского попа» или с «какого-то монаха» взять? Он ведь «мужик мужиком»! И «опыта у него совсем не много», и «борода нечесана»... Уж куда ему до нас! «О духовной жизни поговорить не может»! Значит ли это, что у него и вовсе нет духовной жизни?


О «теоретии и практике»

Одного «теоретика» попросили согреть чаю. Попросив подождать пару часов, он бросился перечитывать закон Бойля – Мариотта. А ведь всего-то и нужно было, что набрать воды и поставить чайник на плиту.

Ведь разглагольствовать о духовной жизни и проводить ее – далеко не одно и то же. Можно впасть в бесплодное теоретизирование и годами изучать чью-то жизнь, нисколько не пытаясь исправить свою. Любая теория, в том числе и «духовной жизни», должна быть неразрывно связана с практикой.


О блудной страсти

В наш развращенный век, когда «интимная» сторона человеческой жизни утратила даже всякий намек на интимность и сокровенность, хранить целомудрие очень непросто. Поэтому и приходится вновь и вновь напоминать о борьбе с похотью.

Откуда-то из патериков:

Молодой послушник пришел к убеленному сединами старцу:

– Отче! Блудная страсть сильно досаждает мне!

– А ты?

– А я стараюсь бороться!

– Вот и борись! Признаюсь тебе, чадо. Мне скоро 90 лет и больше полувека я в пустыне, но помыслы блудодейства до сих пор искушают меня...

Играть в прятки с естеством бессмысленно. Но его можно превозмочь, покорив духу. Это потребует большого усилия воли и определенного отношения к окружающим реалиям.

Искушения подобного рода могут быть самыми различными, и если бежать от них сломя голову – то можно голову «сломать». Но их можно преодолевать.

Один путник подошел к реке. Зная, что он не умеет плавать, он решил обойти водную гладь. Долго шел – и пришел к океану. В отчаянии заплакал и умер. Другой, такой же, не стал обходить, а, засучив рукава, принялся строить лодку. Построил и перебрался на тот берег. Брызги бурной реки лишь немного намочили его.

О борьбе с блудными помыслами написаны тома духовных книг. Там указаны несколько способов врачевства недуга. Но следует помнить, что для каждого человека подобный «подбор лекарств» уникален. Это в точности, как в медицине. Если ты попытаешься лечиться от гриппа всеми известными сегодня способами одновременно, то, скорее всего, быстро ляжешь в гроб.

И – самое главное. И врачи, и духовники не устают предупреждать: не занимайтесь самолечением! На прекрасное и эффективное средство лично у вас может быть аллергия. И вы умрете.

Попробую все же дать несколько общих советов.

  1. Попытайся относиться к девицам, как бы к родным сестрам. В подавляющем большинстве случаев люди не испытывают интимного влечения к близким родственникам. Убедив себя в таком «родстве», ты понимаешь, что в интимном плане она для тебя – чужая! Чужая жена, чужая невеста. Твоя – родная сестра.

  2. Помни, что влечение твое – зачастую лишь похоть, а не любовь. «Поиметь» и «возлюбить» – две большие разницы. Даже малейшая попытка сблизиться лично с какой-либо барышней может сделать ее глубоко несчастной. Ведь ты уже воспринимаешься всеми как христианин. Тебе доверяют, как рабу Божию. Можешь ли ты вытереть ноги об их доверие? Да и кто ты, без своего Господина?

  3. Проси Господа помочь тебе в твоей борьбе. «Если ничего не помогает – запроси авиаподдержку и тяжелую артиллерию», – говорят на войне. Так и тут. Старайся, чтобы твоя молитва была не количеством прочитанных слов, а воплем к Богу. Воплем осужденного на казнь, который просит пощады. Молитва Иисусова – наиболее короткий, но наиболее трудный путь. Ей невозможно научиться по книгам. Чтобы она была действенной, нужно руководство того, кто сам является делателем. Видеть в молитве Иисусовой некую «волшебную палочку», просто прячась в нее от всего, – большой риск уподобиться буддисту, бубнящему мантру.

  4. Непосредственно избавлению от блудных помыслов посвящена хорошая общеизвестная молитва – 6-я вечерняя. Опуская слова «ко сну отходящим» ее полезно читать во всякое время, когда блудные помыслы одолевают тебя.

Молитва об избавлении от блудных помыслов

Господи Боже наш, в Негоже верую, и Егоже имя паче всякаго имене призываю, даждь ми ослабу души и телу, и соблюди мя от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь ми целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемля, обетованных не отпаду благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Русский перевод (дословный вариант):

Господи Боже наш, в Которого верую и имя Которого более всякого имени призываю! Дай мне отдых душе и телу, и сохрани меня от всякого мечтания, и (сохрани) вне темного сладострастия. Управь устремление страстей, угаси пламя телесного возбуждения. Дай мне целомудренно пожить делом и словом, чтобы, усвоив добродетельную жизнь, не отпал от обещанных Тобой благ. Ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Ранее опубликовано:

Отрок.ua. 2005. №3 (14).

5 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page