top of page
  • Фото автораигумен Валериан

Немного о культуре эпистолярного жанра записок

Когда пишем записку, указывать имя, отчество, фамилию, место работы и год рождения не обязательно. Достаточно просто написать имя – полное христианское имя, как оно указано в святцах (не Кати, а Екатерины и т.д.). Не нужно разные прозвища и прочие никнеймы (от англ. nickname – кличка, прозвище). Если вы указываете человека, который пребывает в священном сане, о здравии или о упокоении, пожалуйста, пишите правильное название сана, т.е. схииеродиакон, или протоиерей, или иеродиакон, игумен, священник или иерей (тут возможны варианты). Когда вы просто пишете «отца такого-то»... чьего отца? Пожалуйста, пишите правильно. Это показывает степень вашей церковности. Когда человек говорит: «А я не знаю, кто он там – игумен или протоирей, или диакон», – у меня возникает желание спросить: «А это вообще реальный человек, или вымышленный персонаж? Если вы не знаете о нём ничего, кто он вам такой?»

Вообще, как правильно к этому относиться. Есть люди, которых вы хотите помянуть. Берёте, спокойно пишете записки и подаёте их. Те люди, которые записаны у вас в синодике, это, как правило, ваш ближний круг, первый круг вашей молитвы, самые близкие люди. Не думайте, что если запишете в синодик половину православной церкви, вы станете благочестивее. В древней церкви практика была простая. Был диптих, т.е. список живых и почивших членов христианской общины. Когда кто-то приходил в гости в другую общину, он мог попросить молиться о ком-либо. Поэтому ваш синодик – это ваш диптих, это вот те люди, которых вы знаете, которые близки и дороги вам. Которых вы сами непрестанно поминаете о здравии и о упокоении, а не ваше огромное послание Богу.

По поводу огромных посланий. Пожалуйста, свои синодики приводите в порядок. Потому что когда я встречаю в списках живых людей давно почивших и прочие несуразицы, или вижу, что синодик весь развален и расклеен, а хозяин не видел меня уже много-много дней, это говорит о том, что вам до этой молитвы нет никакого дела. Не уподобляйтесь еврею, который записку написал, подошёл, в Стену плача ткнул, и там оно само как-нибудь да сработает. Или как у буддистов поминовение. Висит такой бубен здоровенный, туда записок накидали, прошёл этот в рыжей одежде, покрутил эти штуки, они крутятся, оно там шевелится и поминается. Не превращайте свои синодики в такую профанацию. Смотрите за ними, дописывайте, переписывайте, вычёркивайте – это нормальный процесс. И очень приятно видеть, когда человек в своём синодике делает для себя пометки: имя запишет, а рядом карандашиком фамилию, или «из такого-то города». Т.е. не просто какой-то Игорь безликий, а, скажем, «Игорь из Севастополя», и помнит, что это за Игорь из Севастополя.

6 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Юбилей

Снюсь

bottom of page