top of page
  • Фото автораигумен Валериан

Размышления часового

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ТАКИЕ «РАЗМЫШЛЕНИЯ»?

Когда-то, давным-давно, я впервые читал Псалтирь на церковно-славянском языке. Многое мне было неясно, и многие слова непонятны. Конечно, я пытался уразуметь их значения по синодальному переводу Библии на русский язык. Но вскоре узнал, что церковно-славянский и русский переводы Псалтири сделаны с различных древних источников. Славянский – с греческого текста Септуагинты («Перевода 70ти»), а русский – с еврейского Масоретского Текста. Разночтения в тексте нисколько не смущали меня. К тому времени я уже мог понимать, что любой перевод «по-своему не точен». В этих «несоответствиях» я видел скорее «разносторонние дополнения», чем «прямые противоречия».

Предлагаю ли я свой собственный перевод? Нет, это не совсем "перевод". Это, скорее, "пересказ своими словами", без привязки к лексическим построениям древних фразеологических идиом и выверенной точности отдельных слов. Т. е. просто моя личная попытка "понять смысл". Не «диктант», а «изложение». Потихоньку буду делать. Притом, без всякой особой системы. (Впрочем, сохраняя право очереди за тем, что мы регулярно слышим во время богослужения!). В планах - такие попытки "пересказа" не только Псалтири, но и отдельных фрагментов Ветхого и Нового Заветов.



РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧАСОВОГО


(час третий)

РАЗМЫШЛЕНИЕ № 16

Господи! Услышь правду мою, внемли молению моему, прими нельстивую молитву мою. Когда ты рассудишь и скажешь мне Свой приговор, я приму всю правоту его. Ты испытал душу мою, посетив меня прошлой ночью. Проверил меня, и не нашлось во мне неправды. Я не стану говорить Тебе о всяких житейских делах, поскольку, по слову Твоему, всегда был тверд на своём пути. Направь ноги мои по пути Твоему, не дай мне сбиться с него. Я знаю, что Ты, Боже, слышишь меня, когда я зову Тебя. Прислушайся ко мне, выслушай меня и услышь все мои слова. Дивным образом яви милость Твою, спасая надеющихся на Тебя от противящихся воле Твоей. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, закрой меня Собою от нечестивых, оскорбляющих меня. Ибо враги обступили душу мою, огрубели сердца их, и говорят они надменно. Гонители мои ныне окружили меня, взгляды свои устремили на меня, хотят свалить меня на землю. Подстерегли меня, как лев, готовый броситься на добычу, как львёнок, притаившийся в засаде. Восстань, Господи, опереди и задержи их! Избави душу мою от нечестивого, орудие Твое - от врагов руки Твоей. Господи, праведников, которых мало на земле, еще при жизни отдели от нечестивых! Тех нечестивых, которые ненасытно поглощают земные богатства Твои так, что и сыновьям, и даже внукам их будет достаточно. Я честен пред Тобою, и мне довольно лишь того, чтобы прославлять Тебя.


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 24

К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои. Ибо все надеющиеся на Тебя не постыдятся, а посрамятся тщетно творящие беззакония. Пути Твои, Господи, укажи мне, и стезям Твоим научи меня.

Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, Спаситель мой; и на Тебя надеюсь я каждый день. Напомни мне щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они вечны. Грехов юности моей и неведения моего не помяни, но по милости Твоей вспомни обо мне лишь хорошее!

Благ и прав Господь, поэтому Он укажет путь закона согрешающим на жизненном пути. Сам будет руководить кроткими в суждении, и научит кротких путям Своим. Все пути Господни – милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его. Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от грехов, ибо их много. Что значит «человек, боящийся Господа»? Такому Он Сам даст закон для пути, который Ему угоден. Душа его обретёт блаженство, и потомство его наследует землю. Господь – опора боящимся Его, и им явит Он завет Свой. Очи мои всегда обращены ко Господу, и Он избавит от сетей ноги мои. Посмотри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и беден. От бед моих избавь меня, поскольку скорби сердца моего умножились. Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и отпусти все грехи мои. Посмотри на врагов моих: как они умножились и какой неправедною ненавистью возненавидели меня. Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя. Ведь незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо я надеялся на Тебя, Господи. Избавь, Боже, всех людей Твоих от всех скорбей их!


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 50

[Псалом Давида, воспетый им после того, как пришёл к нему пророк Нафан (2Цар. 12:9-10), чтобы обличить за соблазнение Вирсавии и смертельную подставу её мужа, Урии Хеттеянина (2Цар. 11:15)].

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Тщательно отмой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо сознаю я беззакония мои, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь прав в приговоре Твоём, и справедливо осудишь меня. И хотя в беззакониях зачат я, и в грехах родила меня мать моя, но я знаю, что Ты возлюбил истину, и непостижимые тайны премудрости Твоей явил мне. Окропишь меня кропилом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Дай мне лишь услышать радость и веселие, тогда возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисть. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Научу беззаконников путям Твоим, и даже нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от вины за пролитую кровь, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. Господи! Уста мои открой, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ведь если бы захотел Ты жертву, то я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. Ибо Жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. Сделай так, чтобы всё здесь у нас было хорошо, крепко и надёжно! Лишь тогда благоволить будешь Ты к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда и возложат на алтарь Твой тельцов.


ТАК КТО ТАМ КОМУ ХЕТТЕЯНИН?

Урия Хеттеянин (Урийа хa-Хитти) – воевода. Видимо, этнический хетт, живший в Ханаане. По современным меркам и социальному статусу – «перспективный подполковник», уровня комбат/комполка. Боевой офицер, находящийся непосредственно среди бойцов, а не «в штабе, на пригорочке». Когда Урия был на войне с аммонитянами, его царь Давид (бывший в то время на пике своего могущества) случайно увидел красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена Урии. Давид приказал слугам привести Вирсавию и соблазнил её, а затем отослал домой. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребёнка, он вызвал её мужа из похода надеясь, что после долгого воздержания он войдет к ней и грех прелюбодеяния будет сокрыт. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо, командиру армии, Иоаву, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15); что и случилось. (К слову, этот командующий Иоав был племянником Давида, сыном его старшей сестры Саруии). Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Вирсавию в жены, и она родила царю сына. Но, по предсказанию пророка Нафана, этот младенец через неделю умер, что было одним из наказаний Божиих за грех Давида. Эта история подробно описана в 11–12 главах Второй книги Царств. Впоследствии Вирсавия родила Давиду сына Соломона, которого на всём Ближнем Востоке почитали легендарным великим царём, и даже в сказках упоминали как «Сулеймана ибн Дауда».


(час шестой)

РАЗМЫШЛЕНИЕ № 53

[Однажды пришли к царю Саулу жители пустынного города Зиф, и "постучали" ему: «Не Давид ли это скрывается у нас?» (1Цар 23:19)].

Боже! Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня. Боже, услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут смерти моей, и не имеют Бога пред собою. Но вот, Бог помогает мне и Господь - защитник души моей. Обратит Он зло на врагов моих и истребит их правдой Своей. Я охотно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо; Ведь от всякой печали избавлял Ты меня, и уже доводилось мне видеть гибель врагов моих.


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 54

Услышь, Боже, молитву мою и не отвергни моления моего. Прислушайся ко мне и услышь меня! Скорблю я в печали моей и смутился от угроз врагов и претензий балбесов, которые неизвестно в чём обвиняют меня и злятся на меня. У меня аж сердце затрепетало, и боязнь смерти напала на меня. Страх и трепет напал на меня, и покрыла меня тьма. И сказал я: «Вот бы кто дал мне крылья голубиные, чтобы я улетел отсюда и успокоился!» Я бы удалился, убежал и спрятался в пустыне. И ждал бы, что Бог спасет меня от малодушия и от бури. Господи, погуби врагов моих, и внеси несогласие в речи их, поскольку я вижу беззакония и раздоры по всему городу. Днем и ночью ходят распри по стенам его, беззакония и беды посреди него и неправда, и не исчезли с площадей его ни обман, ни коварство.

Но даже если бы враг поносил меня, я бы ещё потерпел. Или если бы ненавидящий меня превозносился надо мной, я бы просто скрылся от него. Но ведь и ты вместе с ними?! Тот человек, которого я считал единодушным себе, своим наставником и ближним. Тот, который пировал со мной за одним столом. Тот, в единомыслии с которым мы вместе ходили в храм Божий? Да чтоб они все сдохли и в ад живым попали, поскольку лукавство и в домах их, и в них самих!

Воззвал я к Богу, и верю, что Господь услышал меня. Утром и вечером, и в полдень буду говорить и кричать Богу о скорби моей, и верю, что услышит Он голос мой. Миром Своим избавит он душу мою от приближающихся ко мне врагов, ибо много их у меня. Но предвечный Бог услышит меня и смирит их, поскольку они уже не поменяются, потому что нисколько не боятся Его. Он уже простёр руку Свою для воздаяния им, ибо они сами поссорились с Ним. Рассыплются они от гнева Его, поскольку лишь выдают себя за добросердечных. Вроде бы мягче елея слова их, но ранят они, как острые стрелы.

Лучше полагаться на Господа, и Он Сам всё устроит, поскольку никогда не позволит смутиться праведнику. Боже, Ты Сам отправишь их в могилу, ибо кровожадные льстецы и полжизни своей не проживут! Господи, я надеюсь на Тебя!


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 90

ОХ УЖ ЭТИ «ГОБЗУЮЩИЕ»!

Среди обилия всяких непонятных слов, встреченных мною в юности в церковно-славянской Псалтири, узнал я о неких нехороших «гобзующих», поносящих меня (Пс. 122:4). Каково же было моё удивление, когда при освящении дома священник попросил Бога, чтобы Он «угобзил» хозяев! Разбираясь с непонятным словом славянским «гобзити», я уяснил, что смысл его – что-то вроде «одарить (насытить) изобильно». [Признаюсь вам честно, что его древнееврейский оригинал и греческая версия лично мне до сих пор особо не ведомы, «ибо не сведущ я в яврейских и грецких письменах, и прочих разных латунях!» )))))].

Вот как толкует этот стих Псалма церковная традиция: Гобзующие и гордые – враги видимые и невидимые; имеющие земные богатства и фарисеи: «Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых» (Пс.122:4). По Зигабену, гобзующие и гордые – это враги видимые и невидимые. Безымянный толковник полагает, что «поношение свойственно изобилующим мирскими вещами, а уничижение – гордым, как например, фарисею, уничижавшему мытаря» (ЗТП. 305–306).

А Симмах перевел так: насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, уничижают нас гордые. Ибо печалят нас насмешки и поругания кичливых Вавилонян. А по переводу седмидесяти должно разуметь так: «поношение гобзующим и уничижение гордым», то есть, примени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия.

В вариантах русского перевода можно встреть слова, определяющие «гобзующих» как «надменных», «богатых», «благоденствующих».

Да простит меня благочестивый читатель, привыкший к изысканному «высокому штилю», за мой арго и «дворовую лексику». Но, всё же, по моему мнению, в 4 стихе 122го псалма речь идёт о тех, кого сегодня мы попросту называем ЗАЖРАВШИМИСЯ (или ЗАЖРАТЫМИ).

P.S. А, освящая дома, я дерзнул обычно добавлять в прошение на сугубой ектении (в конце «Чина…») слово «ущедрити». Согласитесь, что «…и даровати им здравие, и долгоденствием оградити их, и во всем УЩЕДРИТИ и угобзити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй!» прозвучит более понятно для современного человека, чем последующие объяснения о том, что я лишь попросил «…и да имеют они во всем изобилие».


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 122

Возвел я очи мои к Тебе, живущий на Небесах! Как смотрит раб на руку господина своего, как глядит рабыня на руку госпожи своей, так и наши очи устремлены ко Господу Богу нашему, в надежде на милость Его. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо уже объелись мы унижением. Но дольше всего допекли нас поношения от зажравшихся и унижения от бессовестных.


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 111

Блажен человек, боящийся Господа и возлюбивший повеления Его. Сильны будут среди прочих людей потомки такого, ибо все потомки праведника благословенны будут. Слава, достаток и честь всегда будут в доме такового. Даже во тьме праведник увидит свет, поскольку всегда он щедр и милостив. Ведь хороший человек щедро даёт нуждающемуся. Оправдает его любой суд, ибо никогда не усомнится он в правдивости слов своих. О праведнике будут помнить всегда, и не станет он бояться никакой худой молвы. Всем сердцем своим твёрдо надеется он на Господа, потому непоколебимо сердце его, и смело будет он смотреть в глаза врагам своим. Да хоть обнищает он, раздав сё имущество своё нищим, но помнить хорошее о нём будут всегда, и вечно прославлять его. А нечестивый человек лишь увидит такое, то раздосадуется, разозлится, заскрежещет зубами своими и растает, как лёд в огне, поскольку все надежды его погибнут.


РАЗМЫШЛЕНИЕ № 33

[Псалом Давида, воспетый им, когда притворился он безумным перед Авимелехом (Анхусом, царём Гефским; и тот отпустил его, и он ушел (1Цар. 21].

Благословлю Господа во всякое время, всегда хвалят Его уста мои. Восхвалит Господа душа моя; да услышат меня кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною, и все вместе вознесем имя Его. Искал я Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.


ТОТ «АВИМЕЛЕХ», КОТОРЫЙ АНХУС

53 просмотра

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page